Экспозиционный зал и смотровая площадка Панорамы
Тема экспозиции, размещённой на первом этаже здания – «Панорама Ф.А.Рубо «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – памятник народному подвигу».
В витринах, оформление которых стилизовано под бортовую обшивку парусного корабля XIX в., размещены экспонаты, посвящённые Восточной (Крымской) войне 1853–1856 гг. и её главному событию – 349-дневной обороне Севастополя. На карте Европы обозначены страны-участницы Крымской войны, на литографиях – виды Севастополя середины XIX в., эпизоды морских и сухопутных сражений, оборонительные укрепления города.
Первый раздел экспозиции даёт представление о ходе севастопольской обороны, особенностях её организации. Здесь широко представлены портреты, личные вещи и документы, оружие, награды участников обороны: генералов и адмиралов, офицеров и представителей «нижних чинов», гражданского населения. Экспозицию дополняет красочная диорама «Подземно-минная война в Севастополе».
Последующие разделы посвящены созданию и судьбе севастопольской Панорамы. Музейные реликвии начала прошлого века рассказывают о том, как и где проходила работа над живописным полотном, о строительстве для Панорамы специального здания на Историческом бульваре, утратах в период Великой Отечественной войны.
В экспозиции – одиннадцать из пятидесяти этюдов, зарисовки с натуры и эскизы, выполненные Францем Алексеевичем Рубо в качестве подготовительного материала к созданию Панорамы «Штурм 6 июня 1855 г.», один из её спасенных фрагментов.
Произведения изобразительного искусства, документы, фотографии последовательно раскрывают этапы воссоздания Панорамы после Великой Отечественной войны в 1951–1954 гг., знакомят с художниками, принимавшими участие в этой работе.
Винтовая лестница ведёт из экспозиционного зала на смотровую площадку Панорамы.
По замыслу автора Ф.А. Рубо смотровая площадка Панорамы – вершина Малахова кургана, откуда посетитель обозревает события, происходящие ранним утром 6 (18) июня 1855 г.
В этот день союзники предприняли первый штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью 43 тыс. человек атаковали укрепления Корабельной стороны, которые защищали 24 тыс. российских войск. Панорама запечатлела разгар грандиозного сражения за город.
В переводе с греческого языка слово «панорама» означает «вижу всё вокруг». Живописное полотно длиной по окружности 115 м, высотой 14 м поражает своими размерами, а изображённые на ней события – широтой и масштабностью. Панорамная форма картины позволяют показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города. Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов и др.
Многофигурная композиция панорамной картины органично связана с характерным севастопольским пейзажем: бухтами, холмами и оврагами, видом осаждённого города с большим количеством разрушенных зданий… Изображение местности, фигур и предметов с использованием законов перспективы, специальный подбор красок создают эффект пространственной глубины картины, а верхний отражённый рассеянный свет – ощущение естественной воздушной среды. Возникает иллюзия присутствия погожим июньским утром на Малаховом кургане: клубится дым от орудийной стрельбы, неприятельские войска идут в атаку, защитники отражают штурм...
Основу композиции составляют батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя за Малахов курган – от стрельбы артиллерийских орудий до рукопашной схватки с французами на батарее Жерве – кульминации сражения. В заключительных сценах – отражение атаки англичан на 3-й бастион. Столбом дыма отмечено на полотне место 4-го бастиона, на бывших позициях которого находится здание Панорамы.
К боевой обстановке на бастионе Малахова кургана приближает расположенный перед картиной по кругу предметный план. Здесь на площади около тысячи квадратных метров – бутафорские оборонительные сооружения, орудия, ядра и подлинные предметы военной атрибутики. Переход от макетов предметного плана к изображению на холсте почти незаметен. Так посредством единства живописи и объёмного макетирования, использования специального освещения, воспроизведения грохота взрывов и свиста летящих ядер, артиллерийской канонады и ружейной пальбы, характерных для середины XIX в., достигается впечатление реальности изображённых событий. Уже через несколько минут присутствия на смотровой площадке Панорамы посетитель начинает ощущать себя не наблюдателем, а участником происходящего.
На смотровой площадке Панорамы к услугам индивидуальных посетителей – персональные устройства-аудиогиды на русском, украинском, английском и немецком языках.
По материалам официального сайта музея.
Контакты
Адрес: г. Севастополь, Исторический бульвар
Время работы: с 10.00 до 18.00, касса с 10:00 до 17:30.
Телефоны: (8692) 222-111 (доб. 122)
Профиль: Историко-Художественные
Открыт в 1905 г.
Как добраться: троллейбусы № 1, 3, 4, 7, 9 до ост. пл. Ушакова; № 12, 13, 17, 20 до остановок пл. Ушакова/Университет. Маршрутные такси и автобусы: № 2а, 12, 17, 20, 22, 25, 26, 94, 95, 105, 120. По маршруту из центра города — остановки пл. Ушакова, Университет; в центр города – остановка Панорама.