14 мая 1829 года экипаж брига "Меркурий" одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями
14 мая 1829 года экипаж брига "Меркурий" под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями.
В ходе русско-турецкой войны небольшой отряд кораблей российского флота в составе фрегата “Штандарт”, бригов “Орфей” и “Меркурий” нес дозорную службу в районе Босфора. Утром 14 мая 1829 года русские корабли неожиданно встретились с турецкой эскадрой в составе 18 кораблей, в том числе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. В виду подавляющего превосходства противника, русский отряд решил не принимать боя. Подняв все паруса “Штандарт” и “Орфей” быстро ушли от турецкой погони. 18-пушечный “Меркурий”, скорость которого была меньше, стал отставать и вскоре его настигли неприятельские корабли “Селимие” и “Реал-бей”, на вооружении которых было соответственно 110 и 74 орудия.
Неприятельские корабли, приблизившись на расстояние орудийного выстрела, открыли огонь из носовых пушек. Имея 10-кратное превосходство в артиллерии, враг предвкушал легкую победу.
Видя неизбежность неравного боя, командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский собрал офицеров. На военном совете было принято решение принять бой, а в случае угрозы захвата противником - взорвать бриг, но не сдавать врагу. У входа в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы в критический момент последний из оставшихся в живых офицеров корабля смог выстрелом вызвать взрыв боеприпасов.
Около 4-х часов длился этот беспримерный в истории неравный бой. Пользуясь парусами и веслами, экипаж “Меркурия” мастерски уклонялся от залпов неприятельских кораблей, представляя им все время корму. Одновременно его артиллеристы вели по турецким кораблям частую и точную стрельбу. Получив повреждения гротовых снастей, лег в дрейф “Селимие”. Но “Реал-бей” все еще продолжал обстрел русского брига. Наконец, он тоже получил попадание в переднюю мачту и, потеряв лиселя, стал отставать. А бриг “Меркурий”, несмотря на 22 попадания вражеских ядер в корпус и 297 - в паруса, такелаж и рангоут, на следующий день победителем присоединился к Черноморской эскадре. На русском корабле 4 человека было убито, 8 ранено. Казарский был контужен в голову, но продолжал командовать кораблем.
В этом же бою отличился лейтенант Ф.М. Новосильский - впоследствии адмирал, один из героев Синопского боя и обороны Севастополя в 1855 году. За этот героический бой бриг “Меркурий” был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага.
Судьба главного героя этого боя, Александра Ивановича Казарского, сложилась трагически. Вскоре он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром фрегата. Затем Николай I назначает его своим флигель-адъютантом и производит в капитаны I ранга. С 1831 по 1833 годы Казарский инспектирует Казанское адмиралтейство, ряд российских губерний, работу тыловых контор и морских складов Одессы, где раскрывает ряд крупных хищений и подлогов. Когда с такой же миссией Казарский прибыл в Николаев, казнокрады решили убить неподкупного инспектора. 16 июня 1833 года на одном из светских приемов А.И. Казарский был отравлен и через несколько часов скончался. Ему шел в это время 36-й год.
В 1834 году в Севастополе по инициативе адмирала М.П. Лазарева на средства, собранные моряками и горожанами, был установлен памятник с лаконичной надписью: “КАЗАРСКОМУ. ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР”.
Смирнов Андрей, "Sevastopolis.com"