7 февраля Великий Князь Константин Николаевич повелел строить в Севастополе два собора во имя св. Владимира
7 февраля 1858 года - Генерал-Адмирал Великий Князь Константин Николаевич повелел строить в Севастополе два собора во имя св. Владимира – в Херсонесе и на Центральном городском холме.
Собор во имя святого Равноапостольного князя Владимира на Центральном городском холме г.Севастополя - один из немногих сохранившихся храмов города второй половины XIX в. - является памятником архитектуры и истории национального значения.
История собора ведет свое начало с посещения Севастополя Александром I в октябре 1825 г., когда император выразил пожелание увековечить знаменательный факт отечественной истории - крещение Великого князя Владимира. Как свидетельствует древнерусская летопись "Повесть временных лет", это событие произошло в Херсонесе в 988 г.
По указанию Главного командира Черноморского флота вице-адмирала А.С.Грейга в 1827 г. в Херсонесе провели раскопки, в ходе которых обнаружили три храма, один из них был признан местом крещения князя Владимира. А.С.Грейг представил императору доклад с предложением обозначить памятное место возведением "небольшой изящной архитектуры церкви...". Высочайше одобренный доклад был передан в Императорскую Академию художеств для обсуждения и рассмотрения предложения. 5 февраля 1829 г. объявлен конкурс на создание проекта памятника, а в июле этого же года началась Всероссийская подписка по сбору средств, так как предполагалось построить храм на добровольные пожертвования. Подписка продолжалась до 1832 г. и возобновлялась несколько раз. Пожертвования - от 1 коп. до крупных сумм - шли от разных слоев населения России.
В июне 1842 г. Главный командир Черноморского флота адмирал М.П.Лазарев обратился к императору Николаю I с докладом, в котором "испрашивал позволения воздвигнуть храм во имя святого Владимира не в Херсонесе, а в самом Севастополе, где он с пользой для жителей может быть, как драгоценный для каждого россиянина памятник, чаще посещаем, нежели за несколько верст от города". Через месяц разрешение императора было получено, он сам указал на плане Севастополя место для строительства собора- на вершине Центрального городского холма". Адмирал М.П.Лазарев уделял большое внимание сооружению храма святого Владимира. Он заказал в Италии иконостас, мраморные детали для отделки храма и иконы на медных досках. Порядок расположения икон был также разработан адмиралом М.П.Лазаревым и св. Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Многое заказанное адмиралом было выполнено и доставлено в г. Николаев еще при его жизни, но с началом Крымской войны 1853 - 1856 гг. утрачено.
Адмирал Михаил Петрович Лазарев скончался от тяжелой болезни 11 апреля 1851 г. в Вене. В рапорте исполняющего обязанности Главного командира Черноморского флота адмирала М.Б. Берха начальнику Главного Морского штаба князю А.С. Меншикову сообщалось о том, что тело покойного будет доставлено в Севастополь для погребения в склепе на территории строящегося собора святого Владимира". На сооружении склепа днем и ночью работало около 200 человек, и к прибытию 5 мая 1851 г. в Севастополь парохода "Владимир" с телом адмирала М.П. Лазарева строительство было закончено.
7 мая 1851 г. в церкви святых Петра и Павла преосвященный Иннокентий отслужил панихиду, затем гроб на руках перенесли к склепу, расположенному в центре фундамента строящегося храма. Погребальная процессия спустилась по широкому ходу, ведущему глубоко под землю. Гроб поместили в склеп, накрытый каменным сводом, прочитали последние молитвы. Затем склеп замуровали. Грянули пушечные выстрелы со всех кораблей Черноморского флота, стоящих на рейде. 15 июля совершилась закладка собора святого Владимира в присутствии начальника штаба Черноморского флота и портов генерал-адьютанта вице-адмирала Корнилова и командира Севастопольского порта вице-адмирала Станюковича. Освящал закладку храма архиепископ Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов). До высадки войск противника в Крыму в сентябре 1854 г. успели построить подвальный этаж храма, стены которого поднялись над землей на 60 - 90 см. С началом обороны Севастополя возведение собора приостановилось, а все рабочие были переведены на сооружение сухопутных укреплений вокруг города.
В первые дни обороны Севастополя адмиралы В.А.Корнилов и П.С.Нахимов выразили пожелание, чтобы их похоронили возле М.П.Лазарева, так как склеп, где покоился его прах, мог вместить еще две могилы. Это пожелание адмиралов было не только известно, но и понятно всем. Еще в знаменитом Наваринском бою 1827 г. капитан 1-го ранга М.П.Лазарев, командовавший линейным кораблем "Азов", обратил внимание на своих незаурядных подчиненных лейтенанта П.Нахимова, мичмана В.Корнилова и гардемарина В.Истомина, которые впоследствии стали его преданными учениками и талантливыми продолжателями лучших традиций Российского военно-морского флота. 5 октября 1854 г. во время 1-й бомбардировки Севастополя вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане и через несколько часов скончался. Последние го слова: "Отстаивайте же Севастополь" стали лейтмотивом всей обороны города. За заслуги перед флотом, перед Россией В.А.Корнилову была казана честь - его похоронили в склепе строящеося собора, рядом с адмиралом М.П.Лазаревым.
7 марта 1855 г. на Камчатском люнете, близ Малахова кургана, был убит ядром в голову контр-адмирал Владимир Иванович Истомин. П.С.Нахимов предложил похоронить его в том же склепе, где уже покоились адмиралы Лазарев и Корнилов. Вместе с другими офицерами адмирал Нахимов нес на руках гроб с телом своего сподвижника и друга до самого склепа, не сменившись ни разу. Войска отдали последние почести - прогремел пушечный салют, гроб опустили на дно склепа. Нахимов сказал: "Есть место еще для одного, лягу хоть в ногах у своих товарищей". В письме брату В.И.Истомина Константину Нахимов писал: "По единственному желанию всех нас, бывших его сослуживцев, мы погребли его в почетной и священной могиле для черноморских моряков, в ... склепе, где лежит прах незабвенного Михаила Петровича и Владимира Алексеевича. Я берег это место для себя, но решил уступить ему. Три праха в склепе Владимирского собора будут служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота".
28 июня 1855 г. на Малаховом кургане был смертельно ранен Павел Степанович Нахимов: "Пуля прошла выше виска над левым глазом, пробила череп и тронула мозг. Адмирал произнес что-то невнятное и более не приходил в сознание", 30 июня в 11 час. 10 мин. он скончался. "Его положили в то место, где он стоял при погребении Истомина - около того, которое он сам себе готовил в твердой уверенности, что должен пасть за Севастополь".
Так в ходе Крымской войны еще недостроенный собор святого Владимира стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854 - 1855 гг. Через два месяца после похорон Нахимова оборона Севастополя подошла к концу. Южная сторона города была оккупирована войсками неприятеля. "...Севастополь пал, но пал с такою славою, что каждый русский, а в особенности каждый моряк должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед. К сожалению, подобная слава не покупается дешево. Россия потеряла трех героев; черноморские моряки - трех славных адмиралов...""' (из письма М.А.Бестужева к М.Ф.Рейнеке 1 января 1856 г.).
1 сентября 1881 г. командир Севастопольского порта контр-адмирал М.Н.Кумани сообщил в Морское министерство, что нижняя церковь "уже окончена постройкой, а 5 октября согласно приказу Его Императорского Высочества последует ее освящение". В назначенный день, как сообщала газета "Русский инвалид", севастопольцы "присутствовали при торжественном освящении нижнего придела во имя святого Николая Чудотворца храма Святого Равноапостольного князя Владимира, сооруженного над могилами адмиралов. На этом торжестве присутствовали Его Императорское Высочество Великий Князь Генерал-Адмирал Константин Николаевич, одесский генерал-губернатор генерал-адъютант князь Дондуков-Корсаков, все войска, находящиеся в Севастополе, многие из оставшихся в живых защитников Севастополя и масса народа". Освящение храма совершил архиепископ Херсонский и Одесский Платон. Защитники Севастополя, награжденные орденом Св. Георгия или золотым оружием, были приглашены принять участие в церемонии с правом проезда за казенный счет.
"Суда на рейде расцветились флагами, а город имел торжественный вид. Так ознаменовалась 27-я годовщина геройской защиты Севастополя, покрывшей неувядаемой славой русское воинство как сухопутное всех видов оружия, так и морское, защищавшее собой родное черноморское гнездо, которое несмотря на упорную и поистине геройскую одиннадцатимесячную защиту, было разорено и только теперь, с освящением нижнего придела храма начинается его возрождение, составляющее предмет самых горячих начинаний не только всех русских моряков, но и вообще каждого русского", - писала газета "Русский инвалид". Уже в феврале 1883 г. последовал Высочайший указ Александра 111 об увековечении памяти героев севастопольской обороны: "1) в Севастополе, в храме Св. Владимира, иметь мраморные доски с именами и фамилиями Адмиралов, штаб- и Обер-офицеров Морского ведомства, убитых или умерших от ран во время войны 1853 - 1 856 годов, с обозначением, когда и где убит, 2) в том же храме иметь доски для умерших впоследствии Георгиевских кавалеров: Адмиралов, Генералов, штаб- и Обер-офицеров Морского ведомства, удостоившихся получить орден Св. Георгия за храбрость во время той же войны, и впредь вносить на эти доски имена и фамилии таких же кавалеров, по их кончине Первой на стене собора была помещена памятная доска с именем адмирала Г.И.Бутакова и надписью: "Взятие - "Перваз - Бахры" 5 ноября 1853 г. Защита Севастополя с 13 сентября 1854 по 27 августа 1855 г." Всего по периметру внутри верхней церкви на стенах разместили 81 мраморную плиту с 72 именами офицеров Морского ведомства согласно Высочайшего указа Александра. Надписи были выполнены свинцовыми буквами, покрытыми сусальным золотом. Но тексты имелись только на 31 плите. Не было надписей на плитах стен алтаря и клиросов, так как их не смогли бы видеть молящиеся; на слишком узких, чтобы делать надписи, боковых плитах; на вогнутых плитах апсид из-за сложности крепления букв; на западной стене, так как для прочтения надписей надо было бы повернуться спиной к алтарю, что недопустимо'".
5 октября 1888 г. состоялось освящение собора святого Владимира. Накануне Севастополь украсился флагами. С раннего утра к храму стекался народ. На церемонию освящения были приглашены Георгиевские кавалеры, жившие в городе. В 8 ч. 30 мин. прибыли участвующие в параде войска: по одному батальону со знаменами от Черноморского флотского экипажа, Брестского и Белостокского полков, 59-й Резервный батальон и взвод от крепостной артиллерии. Войска выстроились внутри соборной ограды. К 9 ч. собрались начальствующие лица военного, морского и гражданского ведомств. К 9 ч. 30 мин. в храм прибыл Великий Князь Константин Николаевич. Сразу после этого Преосвященный Мартиниан, епископ Таврический и Симферопольский в сослужении с архимандритом Херсонесского монастыря и местным духовенством совершил торжественное освящение храма, после чего были отслужены обедня и молебен с провозглашением многолетия Царствующему Дому и вечной памяти павшим адмиралам и всем воинам.
Береговые и полевые батареи на местах бастионов и на Малаховом кургане, военные суда, украшенные флагами, салютовали 31 выстрелом окончание молебна. Войска, участвовавшие в параде, прошли перед храмом церемониальным маршем. Дочь адмирала М.П.Лазарева Татьяна пожертвовала в храм церковное облачение из белой ткани, обшитое золотым галуном, для священника и дьякона с условием, чтобы в этом облачении они были на богослужении в первый день Пасхи. Впоследствии каждый год 5 октября, в годовщину первого бомбардирования Севастополя в 1854 г., по распоряжению командира Севастопольского порта в крипте храма святого Владимира служили панихиду по убитым адмиралам Корнилову, Истомину, Нахимову и всем воинам, павшим при защите Севастополя. После молебна с кораблей, стоящих на рейде, производили салют.
Собор святого князя Владимира закладывался как памятник Крещению святого князя Владимира, но в ходе строительства превратился в памятник героям Крымской войны, в усыпальницу адмиралов Черноморского флота. Это проявилось уже в самом освящении собора, на которое были приглашены ветераны обороны Севастополя и был дан салют на местах гибели адмиралов; в установлении диоритовых плит на южной и северной сторонах храма с именами М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова, похороненных в соборе; в размещении в верхней церкви мраморных плит с именами 72 морских офицеров - участников Крымской войны. Превращению собора в памятник способствовало и то, что позднее в его нижней церкви во имя святого Николая Чудотворца производились захоронения адмиралов флота. С 1869 по 1920 гг. здесь было похоронено еще девять адмиралов: контр-адмирал П.А.Карпов, последний командир Малахова кургана в дни обороны Севастополя 1854 - 1855 гг. (1869 г.); генерал-адъютант И.А.Шестаков, управляющий Морским министерством (1888 г.); генерал-адъютант, адмирал П.А. Перелешин, Георгиевский кавалер, герой севастопольской обороны, первый градоначальник Севастополя, почетный гражданин города (1901 г.); адмирал С.П.Тыртов, Главный командир Черноморского флота и портов (1903 г.); вице-адмирал Г.П.Чухнин, Главный командир Черноморского флота и портов (1906 г.); адмирал В.П.Шмидт, участник обороны Севастополя (1909 г.); вице-адмирал И.И. Дефабр, участник обороны Севастополя, девять лет состоявший старостой храма святого Владимира (1910 г.); адмирал И.М. Диков, участник обороны Севастополя, член Государственного Совета (1914 г.); вице-адмирал М.П.Саблин, командующий Черноморского флота (1920 г.). Всего в соборе святого Владимира было похоронено 13 адмиралов.
Храм святого Равноапостольного князя Владимира по своей архитектуре и изящной внутренней отделке был одним из красивейших и заметных сооружений Севастополя. "Монументальный собор господствует над городом", - сообщала о нем Лоция Черного и Азовского морей. Судьба главного морского храма Севастополя складывалась непросто, порой была трагичной и всегда определялась особенностями города-форпоста на южных рубежах Российской империи, политическими потрясениями, круто менявшими привычную жизнь государства. На самые разные по значимости события, отмечавшиеся на общегосударственном уровне, откликался и Севастополь при непременном участии своего главного морского храма.
Так, в годовщину спасения императорской семьи при крушении поезда на станции Борки близ Харькова в соборе не только был отслужен благодарственный молебен в память спасения царской семьи, но и на средства черноморских моряков и их семей сделали из красного дерева киот по проекту архитектора А.В.Кочетова и разместили его в верхнем храме. Икона изображала Спасителя, подающего руку помощи апостолу Петру на водах Генисаретского озера. Ежегодно, начиная с 1894 г., 14 мая в России отмечался "Высокоторжественный день Святейшего коронования Их Императорских Величеств". Севастополь праздновал этот день торжественно: всюду развевались флаги, в храме святого Владимира проходила литургия и благодарственный молебен, назначался парад войск, с военных судов, стоявших на рейде, производился салют.
В престольный праздник храма, по свидетельству севастопольских старожилов, в нижней церкви проводились венчания нижних чинов (матросов). Вообще церковная служба в соборе во имя святого Владимира имела свои особенности. Прихода в храме не было, поэтому все необходимые работы выполняли матросы. В соответствии с Высочайше утвержденным регламентом Богослужение проводилось только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в дни Рождения и дни Тезоименитств императора и членов императорской семьи, в дни памятных событий, связанных с историей Крымской войны и обороны Севастополя 1854- 1855 гг., в дни важнейших исторических дат в истории России. На богослужении присутствовали командование Черноморского флота и севастопольского гарнизона, офицеры флота и крепости, представители городского самоуправления и местной аристократии. На службу приходили и жители близлежащих кварталов центральной части города.
В соборе святого Владимира постоянно служились панихиды по воинам, "за веру и Отечество живот свой положившим". В годовщину Цусимского боя (15 мая 1904 г.) ежегодно в храме служили панихиду по погибшим в этом бою, а также по погибшим за всю русско- японскую войну офицерам и нижним чинам. Ежегодно, 26 ноября, в день орденского праздника Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Тезоименитства Великого Князя Георгия Михайловича в храме святого Владимира служили литургию и молебен с провозглашением царского многолетия и окроплением знамен гарнизона.
Каждый год, 25 декабря, в первый день праздника Рождества Христова и воспоминания об избавлении от нашествия Наполеона в 1812 г. в храме проходил торжественный молебен с провозглашением царского многолетия. Собор не обходил своим вниманием ни одного значительного события современности или юбилейной даты. Так, 24 июля 1906 г. была отслужена панихида по погибшим во время восстания на Балтийском флоте. 19 февраля 1911 г. в день 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости в соборе святого Владимира прошли литургия и молебен. В своей проповеди настоятель храма священноисповедник протоиерей Роман (Медведь) говорил о празднуемом в этот день в России великом событии.
21 февраля 1913 г. в России отмечался 300-летний юбилей Дома Романовых. 20 февраля 1913 г., накануне юбилейных празднеств, в храме святого Владимира отслужили панихиду "по в Бозе почивающим Царям и Императорам Дома Романовых". 22 июля 1914 г. в день Тезоименитства вдовствующей Императрицы Марии Федоровны в храме святого Владимира настоятель собора протоиерей св. Роман (Медведь) в сослужении с соборным причтом и городским духовенством при участии портового хора певчих отслужили литургию. Затем отец Роман прочитал Высочайший Манифест о начале 1-й Мировой войны. А через месяц был отслужен молебен "за дарованную нашему народу победу над австрийцами при взятии Львова и Галича". После провозглашения царского многолетия была провозглашена "вечная память всем убиенным на поле брани". Среди переполнявших храм верующих находились представители штаба Черноморского флота, порта, адмиралтейства, военно-морского суда, городского общественного самоуправления, правительственных, гражданских ведомств, учебных заведений, общественных и благотворительных учреждений и представители иностранных консульств Великобритании, Франции, Греции. Последний российский император Николай II приезжал в Севастополь в 1909, 1914, 1915, 1916 гг., осматривал укрепления города, построенные броненосцы Черноморского флота, проводил смотры личного состава Севастопольского гарнизона, посещал госпитали и лазареты, знакомился с деятельностью Романовского института физических методов лечения и присутствовал на богослужении в храме святого Владимира дважды - 30 января 1915 г., 15 мая 1916 г.
Октябрьская революция 1917 г. круто изменила жизнь общества, отношение к религии. Собор святого Владимира в Севастополе разделил трагическую судьбу тысяч других православных храмов, церквей, монастырей. Тогда все они стали официально именоваться "культовыми учреждениями". В 1918 г. церковь была отделена от государства. Главный адмиралтейский собор Севастополя из Морского ведомства перешел в ведение Таврической епархии Московского патриархата. Военно-морское духовенство было ликвидировано, праздники отменены, традиции прерваны. Однако с созданием Белой армии на контролируемых ею территориях военное духовенство возрождалось.
При штабе Главкома Вооруженных сил Юга России генерала А.И.Деникина "для обслуживания духовных потребностей в войсках армии и флота, для поднятия в них религиозно-нравственного сознания и развития в защитниках Родины чувства патриотизма и преданности долгу" было образовано военно-церковное ведомство, которое с мая 1919 г. возглавил бывший протопресвитер военного и морского духовенства старой армии о.Георгий Шавельский. Севастопольским архи- ереем был назначен преосвященный епископ Вениамин (Федченков). От военного духовенства требовалось неукоснительное совершение богослужений во все воскресные и праздничные дни, которые должны были сопровождаться "краткими, но сильными" проповедями священника.
Особое внимание уделялось возрождению традиционных праздников русской армии, которые, как правило, одновременно являлись большими церковными праздниками. Уже в 1918 г. празднование Казанской иконы Божьей Матери 22 октября (4 ноября) в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. торжественно отмечалось как день возрождения России. В Севастополе в соборе святого Владимира перед исторической иконой Казанской Божьей Матери Брестского полка служили торжественный молебен. Одним из своих первых приказов на посту Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирал А.В.Колчак восстановил празднование памяти Святого Великомученика и Победоносца Георгия 26 ноября (9 декабря) как праздник всей русской армии.
24 марта 1920 г. Главнокомандующим всеми вооруженными силами на Юге России был назначен генерал-лейтенант барон П.Н.Врангель. Газета "Вечернее слово" подробно описала торжества в Севастополе, связанные со вступлением на пост Главнокомандующего барона Врангеля: "Особой торжественностью отличалось служение во Владимирском соборе, где среди молящихся находился и сам Главнокомандующий генерал П.Н.Врангель. Литургию совершал протопресвитер военно-морского духовенства протоиерей о. Г. Шавельский в сослужении с местными священниками.
14 сентября 1920 г. на пароходе "Георгий" в Севастополь была доставлена хранившаяся в Белграде Курская Чудотворная икона Знамения Божьей Матери, сопровождал Чудотворный образ епископ Феофан Курский. На площадь Нахимова со всех церквей Севастополя прибыло несколько крестных ходов. После краткого молебствия на площади крестный ход, возглавляемый епископом Феофаном, направился с Чудотворной иконой к собору святого Владимира, откуда, совершив молебствие, был доставлен в госпиталь, где епископ Феофан и епископ Вениамин обходили палаты, а больные прикладывались к образу. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября отмечался как день всеобщего покаяния и скорби. Особенно широкий характер это носило осенью 1920 г. в армии генерал-лейтенанта П.Н.Врангеля. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), запомнились эти дни севастопольцам. Постановлением Синода всеобщее покаяние в грехах было назначено на 12 - 14 сентября. В течение трех суток днем и ночью в соборе святого Владимира шли богослужения и исповеди.
В декабре 1920 г. в Севастополе установилась Советская власть. Государственная политика воинствующего атеизма изменила отношение к религии и церкви. В соборе святого Владимира неоднократно в эти годы происходили кражи церковного имущества, случались драки, разбой и хулиганство. Так, в заявлении приходской общины от 4 сентября 1924 г. отмечалось, что "являющаяся в ограду и сквер собора для гуляния публика разрушает клумбы, ломает деревья, бьет в храме стекла, обдирает мраморную облицовку храма, разваливает каменные беседки". В заявлении от 24 апреля 1925 г. сообщалось: "Похищены чаша, дискос, звездица, 2 ковшика, сосуд для освящения хлебов, сосуд для елея, брачные венцы, сорван занавес с южных алтарных врат. Общая стоимость примерно 200 руб." Из заявления: "19 декабря 1925 г. была опять кража в нижнем храме. Похищены два покрывала с двух аналоев, 1 нижнее покрывало с престола и маленький крестик, выбиты стекла".
В это время представители Советской власти выступили с инициативой назначить комиссию с членами административного отдела, городского Совета и Военно-исторического музея. "на предмет осмотра и изъятия замурованных гробов (генералов) в полу Владимир ского собора", мотивируя и аргументируя свои намерения так: "Согласно инструкции НКЮ РСФСР от г. и НКЮ УССР от г. (ст. 49), местная Советская власть устраняет или обязывает соответствующих лиц устранить из храмов и других молитвенных домов, составляющих народное достояние, все предметы, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс, как-то: мраморные доски, надписи на стенах и богослужебных предметах, произведенных в целях увековечения в памяти каких бы то ни было лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии и ее приспешников" Согласно Постановлению Президиума ЦИК Крымской АССР от 4 мая 1932 г. собор святого Владимира в Севастополе был закрыт, а церковное имущество передано в Госхран. Собор закрыли. Более трех десятилетий (1854 - 1888 гг.) шло возведение храма святого Владимира, неповторимого по архитектуре и внутреннему убранству, и почти столько же времени (1932 - 1965 гг.) собор подвергался разрушению или пребывал в полном забвении.
Известно, что могилы адмиралов, похороненных в соборе, не раз подвергались глумлениям и мародерству. Так было после окончания первой обороны, в середине Х1Х в., и позже, в 1930-е годы, когда собор был закрыт и передан Авиационному спортивному обществу под мастерские, а позже отведен под склад. В период обороны Севастополя 1941 - 1942 гг. в соборе размещались госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона. По воспоминаниям бывшего помощника командира 35-й береговой батареи Л.Г.Репкова, с 20 июня 1942 г. этот пост корректировал огонь по позициям противника на Северной стороне. Находился пост на северной аркаде собора. Храм очень пострадал во время бомбежек и обстрелов города. К счастью, прямых попаданий бомб не было, но был разрушен северный фасад, изуродован купол (остался лишь металлический каркас), осколками избиты стены и колонны, обрушилась штукатурка, в алтарной стене появилась трещина, утрачена большая часть настенной росписи, повреждены мраморные плиты на стенах и утрачены тексты на них, полностью разрушены мозаичный пол и иконостасы верхнего и нижнего храмов.
После освобождения города в 1944 г. в храме еще долгое время хранилась литература Политуправления Черноморского флота, газетная бумага для типографии... В 1950-е годы не раз поднимался вопрос о дальнейшей судьбе собора. Предлагалось несколько вариантов: - восстановить собор в прежнем виде или взорвать; - пристроить к собору систему зданий и превратить его в музей; - передать собор под "Циркораму", разместить в здании 7 киноустановок и синхронно демонстрировать 7 киносюжетов из второй обороны Севастополя 1941 - 1942 гг. (предложение кинорежиссера Меркулова); - снять купол собора и превратить здание в церемониальный зал для вручения знамен, чествования отличившихся граждан города. Вопрос о восстановлении собора решился в 1965 г. после принятия специального Постановления Государственного Комитета по делам строительства УССР Госстроя УССР ( 1 - 66137 от г.). Но о возобновлении Богослужения тогда не могло быть и речи.