Попрощайтесь с Балаклавой
Живописные виды Балаклавской бухты, открывающиеся со знаменитой «Бочки смерти», скоро станут лишь историей. Вместо дубов и можжевельников склоны горы Аскети покроют заросли коттеджных поселков. Строительство, приостановленное смутой переходного периода, уже началось: экскаватор ровняет площадку под первый дом прямо над крепостью Чембало. Для севастопольцев это вандализм, для землевладельцев — просто дачи.
Конец года экологии в Севастополе принес дурные вести. На склоне горы Аскети над Балаклавой, на вершине которой расположен знаменитый Южный форт с «Бочкой смерти», началось строительство коттеджного поселка ОК-ДСТ «Благодатьстрой». Экскаватор разравнивает террасу под первый дом прямо на маршруте Большой севастопольской тропы — в 20 метрах от маршрутного столбика. Декабрьский ливень, ветер и туман работам не мешают.
Видео
Этот экскаватор — лишь первая ласточка. Скоро строительство здесь развернется в полную силу, ведь еще при Украине, в 2009 году, все окрестные склоны были «распилены» на участки. Более 300 наделов по 8 соток каждый — целый город на вершинах, ставших визитной карточкой туристического Севастополя.
Не будет больше живописных фото с видом на бухту и крепость Чембало. Любоваться ими смогут лишь избранные — те, чьи окна окажутся выше. Остальные будут созерцать лишь разномастные фасады и крыши, а тропа на Серебрянный и Золотой пляжи будет идти вдоль заборов.
Погибнут редкие растения — можжевельники и фисташки. Исчезнут клочки чудом сохранившейся крымской степи, где растут пырей узловатый, парафолис согнутый, иглица понтийская, асфоделина желтая, шафран узколистный, ковыль Брунера. Но разве уместно говорить о краснокнижных растениях, когда речь идет о такой земле? Это сейчас участок с видом на Балаклавскую бухту стоит всего около 2 млн рублей — без коммуникаций. Но как только на склоне появится удобная дорога, а к будущему поселку протянут свет и воду, цена на землю вырастет в несколько раз.
Освоение дачных участков «Благодатьстроя» началось еще в 2013 году. На склоне горы будущие дачники прорезали дорогу и огородили заборами первые участки. Но благодаря усилиям общественников строительство удалось остановить – как оказалось, лишь на время.
Видео
В 2014 году ученые Института биологии южных морей Севастополя изучали вопрос застройки склонов горы Аскети и пришли к выводу, что хозяйственное освоение их нецелесообразно. Капитальное строительство в непосредственной близости от моря может привести к активации оползневых процессов и нарушить гидрологический режим территории, что приведет к исчезновению источников во всей Балаклавской долине. Эксперты отметили и особую эстетическую ценность ландшафтов и призвали включить склоны Аскети в перечень ООПТ, но власти города к их мнению не прислушались.
Видео
«К сожалению, эти участки не попадают в охранную зону крепости Чембало, - пояснил член Общественной палаты Севастополя Григорий Донец. - Объект культурного наследия Южный форт охранной зоны тоже не имеет. Формально строить там можно, но нужно понимать, что этот склон, обращенный к морю, будет уничтожен. Там будут стоять избушки на курьих ножках, и, подходя с моря, туристы на яхтах будут видеть не природу, а нагромождение этих курятников. Почти 7 км от крепости Чембало на северо-восток будут застроены».
Чтобы представить масштабы бедствия, достаточно лишь взглянуть на планировку будущего дачного поселка.
В течение последних десяти лет окрестности Балаклавы активно застраиваются. Пока неспешно – строительству мешает отсутствие коммуникаций. Но постепенно темпы нарастают. С северных склонов горы Аскети растет дачный поселок Благодать, у Северного форта застройка подошла вплотную к кромке батарейного бруствера.
На все это варварство больно смотреть, но, похоже, другой судьбы у Севастополя не будет. Частную застройку, как раковую опухоль, невозможно остановить. Рано или поздно она пожрет все свободные клочки земли, и первыми падут такие видовые места как Балаклава. Удастся ли нам сохранить для потомков хоть что-то? Или эти фотографии и видео будут единственным воспоминанием о некогда прекрасной крымской природе, срытой до основания в погоне за красивой жизнью.